Юрий
Алексеевич Гагарин
родился в марте 1934 г. в
селе Клушино Смоленской области, в семье
плотника. В 1941 г. он пошел в школу, но
начавшаяся вскоре война прервала его
учение. В 1943 г. семья перебралась в недавно
освобожденный Гжатск. Возобновились занятия в начальной школе. В 1949 г. Гагарин поступил в ремесленное училище в Люберцах. Через два года, закончив школу, рабочей молодежи, Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. Одновременно он занимался в аэроклубе. В 1955 г. он сдал экзамены в Оренбургское Чкаловское военное авиационное училище. Учеба здесь продолжалась два года.. |
![]() |
Жизнь
Гагарина круто изменилась в конце 1959 г.,
когда по указанию Королева стали набирать
первую группу будущих космонавтов. В то
время внимание обращали, прежде всего, на
физические данные. Отбор был очень строгим -
принимали только абсолютно здоровых. Из
десятка претендентов едва проходил один. У
самого Гагарина оказалось идеальное
здоровье. Его включили в группу космонавтов.
В начале 1960 г. он переехал с семьей в недавно
отстроенный вблизи Щелковского аэродрома
Звездный городок. Начались занятия.
Программа тренировок была очень обширной,
поскольку неизвестно было, как встретит
человека космос.
Их
было двадцать. Обычных, не очень сильных
летчиков (какой же командир полка отдаст
лучших?!). По характеру - люди разные. Общее,
было, пожалуй, лишь одно: они были
маленького роста - такие параметры задал С.
П. Королев. "Шарик", где должен был
находиться космонавт, был небольшой - вес и
габариты определяла "голова" ракеты. А
она проектировалась не для полета человека
в космос, а для термоядерного заряда,
который надо было доставлять до США. Не надо
иллюзий. Ничего выдающегося, необычного в
судьбе Юрия Гагарина и его товарищей по
первому отряду не было. Марк Галлай, который
готовил их к полету, однажды сказал очень
точно: "В любом авиационном полку можно
было набрать двадцать таких летчиков..."
Пожалуй, Юрию Гагарину чаще, чем другим,
улыбалась удача. Родился на Смоленщине, под
Гжатском, - хорошо, что не 8 марта, а на
следующий день (представляете, если бы в
Международный женский день?! Убежден, что
это могло бы помешать ему стать "Первым"!).
Пережил фашистское нашествие, недоучился, а
потому пошел в ремесленное училище. Тут и
позвала авиация. С трудом прошел
медкомиссию - из-за роста. Ведь при
тренировочных полетах часто "давал козла"
при посадке - обзор был плохой. Пришлось
подкладывать специальную подушечку - он
носил ее с собой, и только тогда приземлять
самолет стало легче... В общем, старался Юрий
всегда, куда бы ни забрасывала судьба, а
потому обязательно добивался своего - его
замечали. Из двадцати кандидатов было
отобрано шесть: Королев очень торопился,
так как "американе" (он их так называл)
пытались взять реванш за первый спутник.
Они рассчитывали, что совершат полет по
баллистической траектории. Хотя астронавт
будет в невесомости всего около 15 минут -
перелетит только через Атлантику, тем не
менее, это можно будет называть "космическим
полетом". Выбор даты пуска первого
человека во многом определили именно в
Америке. Там первоначально назначили "прыжок
в космос" Алана Шепарда на 20 апреля. С. П.
Королев просто обязан был запустить "Восток"
хотя бы на несколько дней раньше. "Окно"
для старта - с 11 по 17 апреля 1961г. Кто же у нас
полетит из шести первым? Это стало известно
лишь на космодроме, когда на заседании
Государственной комиссии прозвучали две
фамилии: Гагарин и Титов - основной пилот и
запасной. Слово "дублер" появится
позже.
Между
тем проходила всесторонняя проверка
комплекса "Восток". В начале апреля 1961
г. группа космонавтов вылетела на космодром
Байконур. Фактически до последнего момента
было неизвестно, кто из них полетит. Только 8
апреля Государственная комиссия утвердила
кандидатом на первый полет Гагарина. Сейчас
уже трудно сказать, почему выбор
остановился именно на Гагарине. Наверняка
здесь сыграли роль не только его мастерство
и физическая подготовка - смотрели на
социальное происхождение, на черты
характера, на внешние данные, на
благозвучие фамилии, брались во внимание и
многие другие моменты. Первый космонавт
Земли должен был идеально воплощать в себе
образ советского человека, и Гагарин
оказался к нему ближе, чем другие.
Оставшиеся
до старта дни прошли в обычных тренировках.
В судьбоносный для него день, 12 апреля,
Гагарина подняли еще до рассвета. Он сделал
зарядку, позавтракал, прошел медицинский
осмотр. ЧТО подстерегало в космосе
первого человека? Сегодня немногие
вспоминают о секретном пакете, в котором
находился листок бумаги с цифрой "25".
Это был шифр на включение системы ручного
управления кораблем "Восток". Так как
полет проходил в автоматическом варианте,
то Юрий Гагарин не вмешивался в управление.
Он был наблюдателем, и только! Однако в
случае отказа автоматики он должен был
взять управление на себя. Почему же
космонавту не сообщили шифр, а спрятали его
в специальный конверт? Его Юрий должен был
открыть, набрать цифру "25" и только
после этого вручную готовить "Восток"
к посадке.
А такая
таинственность объяснялась убеждением, что
человек, оказавшийся в космосе и увидевший
свою родную планету со стороны, может сойти
с ума. Психологи и врачи столь убедительно
это доказывали, что им поверил даже сам
Королев. Итак, человек теряет в космосе
рассудок и тут же попытается управлять
кораблем. Чтобы этого не случилось, и была
сделана блокировка пульта управления. Если
же рассудок космонавт не потеряет, то он
легко вскроет конверт и узнает заветную
цифру.
Сейчас такие
предосторожности выглядят детскими и
смешными, но сорок лет назад они казались
вполне обоснованными - ведь никто и никогда
не бывал в космосе!
Впрочем, перед
стартом о цифре "25" Юрию Гагарину
сказали два человека. Это были Марк Галлай и
ведущий конструктор "Востока" Олег
Ивановский. Юрий и виду не подал, что эта
тайна ему известна...
Было заготовлено
три варианта сообщения ТАСС о полете
человека в космос. Первое - торжественное,
"успешное". Второе - на тот случай, если
корабль не выйдет на орбиту и упадет где-нибудь
в тайге или океане. В этом сообщении ТАСС
было обращение к правительствам стран с
просьбой помочь в поиске космонавта. И,
наконец, третий вариант - о трагической
гибели первого космонавта. К счастью,
второй и третий варианты не пригодились...
Все
показатели оказались в норме. Его облачили
в скафандр и на специальном автобусе
доставили на стартовую площадку. Перед тем,
как подняться на лифте в кабину корабля,
Гагарин сделал заявление для печати и радио.
После этого его провели в кабину, усадили в
кресло и захлопнули люк. В 9 часов 7 минут по
московскому времени был дан старт.
Когда
ракета прошла плотные слои атмосферы,
головной обтекатель был автоматически
сброшен, и в иллюминаторах показалась
земная поверхность. Перегрузку и вибрацию
Гагарин перенес довольно легко. В
иллюминаторе Гагарин наблюдал Землю,
которая, по его словам, выглядела
необыкновенно красиво. Он постоянно
поддерживал связь с Центром управления,
докладывал о самочувствии и показаниях
приборов. Никаких других экспериментов
этот первый полет не предусматривал.
В 10
часов 25 минут автоматически включилось
тормозное устройство. "Восток"
постепенно сбавил скорость и вошел в
плотные слои атмосферы. Его наружная
оболочка быстро накалилась, и сквозь шторки,
прикрывающие иллюминаторы, Гагарин видел
багровый жутковатый отсвет пламени,
бушующего вокруг корабля. Но в кабине
поддерживалась постоянная температура в 20
градусов. Невесомость исчезла, возникли
перегрузки, более сильные, чем на взлете.
Когда корабль оказался над Волгой,
сработала парашютная система. В 10.55 "Восток",
облетев вокруг Земли, благополучно
опустился в заданном районе.
Гагарин
приземлился отдельно от спускаемого
аппарата неподалеку от деревни Смеловка
под Саратовом. К этому времени о полете
Гагарина знал уже весь мир.
Юрия
Гагарина полюбил весь мир буквально через
несколько минут после того, как пришло
сообщение о его старте и люди увидели его
фотографию. А улыбка героя тут же стала
легендарной.
![]() |
Все произошло
стремительно. "Вся моя жизнь кажется мне
одним прекрасным мгновением", - скажет
позже Юрий. 108 минут полета - всплеск эмоций,
в которых он не успел даже разобраться.
Впрочем, было несколько секунд страха: за
иллюминатором вспыхнуло пламя. Горит
корабль? Да, это горела обмазка "Востока"
- так было запланировано, но никто этого
раньше не видел, а глаза не всегда четко
подчиняются разуму... Но потом - приволжские
степи и привычный купол парашюта. Он
вернулся! Объятия, слезы радости, разговор с
Н. С. Хрущевым - в то время Гагарину он
казался богом... А потом эти боги -
наши и зарубежные - жали ему руки,
стремились обнять, приласкать, вместе
поднять рюмку или чарку. И теперь он уже сам
себе казался богом... |
Министерство
обороны произвело его сразу в майоры, минуя
капитанское звание. Вскоре прилетел
вертолет и доставил его на командный пункт
поисковой группы. Гагарин закончил этот
удивительный день партией в бильярд с
Титовым.
Через
день Гагарин вылетел в Москву. В это время
не было на Земле более известного человека,
чем он: все газеты мира сообщали о его
полете и на многих языках пересказывали
подробности его биографии. С этого времени
Гагарин жил под постоянным бременем славы.
Уже через два дня вышел Указ Президиума
Верховного Совета о присвоении ему звания
Героя Советского Союза. Позже Гагарин был
награжден множеством иностранных орденов.
Первое
отрезвление пришло в Крыму, в санатории. Он
рассек себе лоб, да так, что глубокий шрам
остался на всю жизнь. Есть две версии
происшедшего. Одна, описанная "правдистом",
выглядела так: Юрий купался в море, была
сильная волна. Вдруг он заметил, как тонет
мальчик. Юрий кинулся на помощь, выбросил
парнишку на скалы, но сам ударился лбом, и
теперь уже пришлось спасать самого
Гагарина...
Вторая версия
более прозаичная. Юрию понравилась
медсестра, но кто-то заметил, как он вошел в
комнату. Гагарину пришлось, как истинному
джентльмену, прыгать из окошка со второго
этажа. Приземление на этот раз было не столь
удачным: Юрий попал на клумбу, выложенную
кирпичами. Один из них и нанес страшный удар
по лбу...
Выбирайте сами
верную версию. Знаю только одно: Н. П.
Каманин, куратор первого отряда и Ю. А.
Гагарина, увидев своего подопечного в крови,
подумал о самом плохом и хотел уже пустить
себе пулю в лоб. "Если бы не удалось
спасти, - признался позже "батька
космонавтов", - я бы это сделал..." Но все
обошлось. Правда, на съезде партии, на
котором Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов были
гостями, нам, газетчикам, было
категорически запрещено фотографировать, и
за этим сотрудники КГБ следили тщательно.
Первому
космонавту на Земле было очень тяжело. К
нему набивались в друзья, где бы он ни
появлялся, сразу же накрывался праздничный
стол. Отказаться от рюмки-другой было
просто невозможно - рождались обиды, упреки.
Ну а слава не уходила, она становилась
привычной.
Он выехал на
подаренной ему "Волге" на красный свет,
и по его вине случилась авария. К счастью,
никто не пострадал, но свою машину и
старенькую "Победу" он разбил сильно.
Подлетевший к месту аварии милиционер,
конечно же, узнал Ю. А. Гагарина, улыбнулся,
потом отдал честь и заверил, что "накажет
виновного". Пенсионер, хозяин "Победы",
тоже улыбался: Гагарин все-таки перед ним...
Милиционер остановил попутную машину и
попросил шофера довезти Гагарина туда, куда
ему нужно. Конечно же, тот согласился.
Гагарин уехал. Но, видно, что-то свербило у
него в душе: он попросил вернуться к месту
аварии. Там увидел, что его вину милиционер
приписывал старику. Юрий Алексеевич,
конечно же, восстановил справедливость. Он
помог отремонтировать пострадавшую машину,
оплатил все работы. После этого случая в его
характере многое изменилось: он начал
медленно очищаться от угара славы. Да и
работы прибавилось. Ю. А. Гагарин настоял,
чтобы его включили в группу по подготовке
полетов на новом корабле "Союз".
Гибель
Владимира Комарова "отрезвила" всех
космонавтов, и в первую очередь Гагарина,
который был дублером первого командира "Союза".
Дыханием смерти повеяло из космоса...
Гагарин стал
начальником Центра подготовки космонавтов.
Казалось бы, он имел право не тренироваться,
не готовиться к новым полетам. Но это был
уже не тот старший лейтенант Юрий Гагарин,
который по-мальчишески улыбался всем нам из
космоса. Это был полковник Гагарин, который
научился отвечать не только за себя, но и за
своих подчиненных. Шел проект первой
экспериментальной станции, и в одном из
экипажей был Гагарин. И подготовка к новому
полету в космос стала для Юрия Алексеевича
главным делом. Как будто все только
начиналось...